На предстоящей олимпиаде единственным спортсменом с томскими корнями станет баскетболист Александр Каун. Нынешний центровой сборной России и московского ЦСКА начинал осваивать лучшую игру с мячом в середине девяностых под руководством тренеров томской СДЮСШОР №6. В разные годы он тренировался под руководством Юрия Черненького, Вячеслава Расторгуева и Александра Расторгуева. О том. каким Саша был в детстве, мы попросили рассказать его маму Ольгу Николаевну Каун.
– В детстве Саша пробовал себя в разных сферах, – вспоминает Ольга Николаевна. – Например, еще до баскетбола начал заниматься в художественной школе. В баскетбол впервые попал в десять лет, когда перешел из 34 школы в академлицей. Его , что называется втянул в этот вид спорта школьный учитель физкультуры Юрий Ивановнич Черненький. На выбор, безусловно повлиял рост, у нас оба родителя высокие. Сашин Папа, кстати, тоже занимался баскетболом, выступал за сборную института.
-Думали ли вы, что Сашу может стать профессиональным баскетболистом?
– По началу , разумеется, нет. Мне казалось, из Томска пробиться куда-то на серьезный уровень сложно. Но другие виды спорта его, в общем-то, не особо привлекали. Когда Саша начал тренироваться у Расторгуева, он загружал его довольно плотно. Тренировки были по три-четыре раза в неделю. Художественную школу в итоге не закончил, хотя оставалось совсем чуть-чуть. Не успевал просто. А к успеху шел постепенно, не скажу, чтобы сразу пробился.
– Увлечение спортом у подростков иногда мешает учебе в школе. Не было ли у Саши подобных проблем?
– Нет, Саша хорошо учился. Тем более, что турниры в основном проводились во время каникул, так что тут особых проблем не было. Разве что не очень складывались отношения с литературой, сочинения писать не умел. Но не думаю, что это было из-за загруженности на тернировках. А вот с техническими предметами все было в порядке, особенно с математикой. Саша хотел стать программистом как папа. Так оно и получилось в итоге.
–Как Саша оказался в Америке?
– В 2000 году их команда выиграла зону Сибири, после чего поехала на российский финал в Электросталь. На Сашину игру обратил внимание директор спортшколы из Электростали. У него сын учился во Флориде, в частной школе, директор которой был его другом. В этом учреждении довольно охотно брали на учебу ребят из восточной Европы, из России в частности. Вот нам и предложили такой вариант продолжения образования. Саша сразу сказал, что не против. Тем более, что нас предупредили, что если ему там не понравится, никто держать не станет. Правда мы долго не могли понять, насколько это все серьезно… После возвращения с соревнований прошло два или три месяца, нам никто не звонил, ничего не говорил… Мы уже как-то решили, что отъезда вообще не будет. И тут позвонил тот самый директор и попросил нас быстро собрать все документы для отъезда. Все так закрутилось, я нашла деньги (отправление было за счет родителей), поехали за визой в Москву. Хорошо помню, стояли в очереди в посольстве и большинство выходили оттуда с отказом. Прямо перед нами, кстати, группу спортсменов не никак не хотели пускать на какие-то соревнования. Когда Саша пошел за визой, я боялась, что эта история и с ним может повториться. Но он вышел и сказал «Дали!»
– Легко ли он освоился в другой стране?
-Он попал в военную школу-интернат, дети там и учились, и жили. И все занимались различными видами спорта на достаточно серьезном уровне. Саша всегда был коммуникабельным, он довольно легко освоился. Подружился с парнем из Литвы по имени Кежа, который очень помогал ему первое время. Поначалу с языком было не очень хорошо, везде со словариком ходил. Но уже через три месяца начал свободно разговаривать.
–Как продвигались успехи в баскетболе за границей?
– В интернате Саша стал ходить на индивидуальные тренировки. Безусловно, с американскими наставниками ему повезло. Тренеры постоянно мотивировали его, говорили, что с его данными можно далеко пойти… Мне показалось, что именно тогда он стал относиться к игре более серьезно. Если раньше баскетбол для него был просто увлечением, то в Америке он в хорошем смысле слова стал фанатиком. После окончания интерната он поступил в Канзасский университет. Причем этот вуз выбрал в том числе и потому, что там была сильная баскетбольная команда. Примерно к третьему курсу Саша стал одним из основных игроков университетской сборной. В 2008 когда, когда его команда выиграла чемпионат, о нем узнала вся Америка! Матчи студенческой баскетбольной лиги по популярности не многим уступают НБА. Когда я прилетала к гости к сыну, фанаты канзасцев даже со мной фотографировались.
– Будете смотреть олимпийские матчи с участием сына?
-Да, обязательно. Очень горжусь, что сын будет представлять страну на олимпиаде. Надеюсь, что Саша хорошо там себя проявит. Тем более, что на предолимпийском турнире в Венесуэле игра ему давалась. Главное, чтобы обошлось без травм.
Записала Мария Расторгуева